Logo
Поиск
Рубрики

Дорожный картель Актобе: как миллиарды уходят «своим».

/
Дорожный картель Актобе: как миллиарды уходят «своим».

Расследование Arasha.kz

В Актюбинской области система распределения дорожных бюджетов напоминает хорошо отлаженную машину по перенаправлению государственных миллиардов в карманы избранных. По официальным данным, только за апрель–май 2025 года Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Актюбинской области провело 13 тендеров на сумму 6,1 млрд ₸. Почти все — с формальной конкуренцией или вовсе без неё.

BERTYS CONSTRUCTION: подряд на 4,3 млрд ₸ без конкуренции

Два тендера на трассе KD-3 («Шубаркудык-Уил-Кобда-Соль-Илецк») были отданы ТОО «BERTYS CONSTRUCTION», зарегистрированной в Астане. Компания выиграла оба лота:

№ лота Сумма, ₸ Участников
73949341-ОК3 2 156 950 553 1
77636125-ОК3 2 215 627 929 1

Ни одного конкурента, и это при том, что у BERTYS CONSTRUCTION нет лицензии на дорожные работы. По ОКЭДу фирма занимается… строительством водопроводов.

Кто такой Надыров Жанболат — руководитель BERTYS CONSTRUCTION?

  • Бывший председатель правления АО «Транстелеком», а также топ-менеджер в «Нұрбанке» — структурах, связанных с Нурали Алиевым, внуком Нурсултана Назарбаева.
  • Его брат — работал в АО «Астана финанс».
  • Через «КАСПИАН ИНВЕСТ ГРУПП» и ряд холдингов участвует в десятках компаний, включая «Орда Group», «Цинкум», «Zere Invest», «Smart Marketing Solutions».

Вывод: компания без лицензии получает 4,3 млрд ₸ на ремонт дорог, при прямой аффилиации с кругом бывшей элиты.

Фиктивная конкуренция: победа компании без опыта и устойчивости

Тендер № 77652098-ОК1 на 46,2 млн ₸ также вызывает серьёзные вопросы. Он завершился победой ТОО «ИнноватСтрой», созданной за 3 месяца до конкурса. Из 9 заявок допущены были только 2. Победитель:

  • Не имеет опыта и действующих договоров;
  • Уплатил налоги лишь раз: 39 320 ₸;
  • Не обладает финансовой устойчивостью;
  • Имел ОКЭД по строительству жилых зданий (не дорог).

Конкурент «REGION-04 Service» показал устойчивость 25, но проиграл… на 0,1 ₸.

Отклонённые заявки были от компаний с опытом, но им придирались к сканам печатей, «не тем» компрессорам и другим формальностям.

«Жалаугер-НС»: один участник, миллиарды контрактов

Один из самых «любимых» подрядчиков управления — ТОО «Жалаугер-НС», которое стабильно выигрывает крупные тендеры. В 2025 году — подряд на 79,7 млн ₸ по трассе Шалкар–Бозой–граница Узбекистана. И снова — один участник.

Кто за этой фирмой?

Учредитель — Кобыландин Мурат Жанабаевич (р. 1991).

  • Его отец — покойный Жанабай Кобыландин — экс-глава актюбинского филиала АО «ҚазАвтоЖол»;
  • Брат — Сәлім Нағым — замгендиректора АО «QazaqGaz Aimaq», ранее — топ в КазМунайГаз и Минэнерго;
  • Ещё один брат — Данияр Кобыландин — директор ОЮЛ «Всемирная ассоциация кокпара».

Выигранные тендеры ТОО «Жалаугер-НС» — более 18,1 млрд ₸ (данные Kompra.kz):

Год Объём, ₸ Способ Комментарий
2025 79,7 млн Один участник Содержание трассы
2024 894 млн Тендер Содержание дорог
2022 456 млн Тендер г. Караганда
2022 142 млн Тендер г. Шалкар
2022 78 млн Тендер г. Нур-Султан
Всего — десятки контрактов

Выводы:

Аффилированные связи + отсутствие конкуренции = миллиарды в одни руки.

  • Все тендеры проведены при полном формальном соответствии, но с нулевой конкуренцией.
  • Побеждают компании без лицензий, опыта и устойчивости, но с нужными связями.
  • Проигрывают — компании с лучшими условиями, но «неудобными» предложениями.
  • Главные выгодополучатели — компании, связанные с бывшими нацкомпаниями и элитами.

Кто отвечает за это?

  • Аким Актюбинской области — Асхат Шахаров
  • Глава Управления пассажирского транспорта — Айбек Кайер

Вопросы к властям:

  • Почему BERTYS и Жалаугер-НС стабильно выигрывают контракты на миллиарды?
  • Почему тендерная документация исключает устойчивые компании?
  • Почему дорожные подряды отдаются людям, связанным с QazaqGaz, Nurbank и Транстелеком?

🔎 Рекомендуем к прочтению: