Дорожный картель Актобе: как миллиарды уходят «своим».

10 июня, 2025 / Arasha.kz

Расследование Arasha.kz

В Актюбинской области система распределения дорожных бюджетов напоминает хорошо отлаженную машину по перенаправлению государственных миллиардов в карманы избранных. По официальным данным, только за апрель–май 2025 года Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Актюбинской области провело 13 тендеров на сумму 6,1 млрд ₸. Почти все — с формальной конкуренцией или вовсе без неё.

BERTYS CONSTRUCTION: подряд на 4,3 млрд ₸ без конкуренции

Два тендера на трассе KD-3 («Шубаркудык-Уил-Кобда-Соль-Илецк») были отданы ТОО «BERTYS CONSTRUCTION», зарегистрированной в Астане. Компания выиграла оба лота:

№ лота Сумма, ₸ Участников
73949341-ОК3 2 156 950 553 1
77636125-ОК3 2 215 627 929 1

Ни одного конкурента, и это при том, что у BERTYS CONSTRUCTION нет лицензии на дорожные работы. По ОКЭДу фирма занимается… строительством водопроводов.

Кто такой Надыров Жанболат — руководитель BERTYS CONSTRUCTION?

Вывод: компания без лицензии получает 4,3 млрд ₸ на ремонт дорог, при прямой аффилиации с кругом бывшей элиты.

Фиктивная конкуренция: победа компании без опыта и устойчивости

Тендер № 77652098-ОК1 на 46,2 млн ₸ также вызывает серьёзные вопросы. Он завершился победой ТОО «ИнноватСтрой», созданной за 3 месяца до конкурса. Из 9 заявок допущены были только 2. Победитель:

Конкурент «REGION-04 Service» показал устойчивость 25, но проиграл… на 0,1 ₸.

Отклонённые заявки были от компаний с опытом, но им придирались к сканам печатей, «не тем» компрессорам и другим формальностям.

«Жалаугер-НС»: один участник, миллиарды контрактов

Один из самых «любимых» подрядчиков управления — ТОО «Жалаугер-НС», которое стабильно выигрывает крупные тендеры. В 2025 году — подряд на 79,7 млн ₸ по трассе Шалкар–Бозой–граница Узбекистана. И снова — один участник.

Кто за этой фирмой?

Учредитель — Кобыландин Мурат Жанабаевич (р. 1991).

Выигранные тендеры ТОО «Жалаугер-НС» — более 18,1 млрд ₸ (данные Kompra.kz):

Год Объём, ₸ Способ Комментарий
2025 79,7 млн Один участник Содержание трассы
2024 894 млн Тендер Содержание дорог
2022 456 млн Тендер г. Караганда
2022 142 млн Тендер г. Шалкар
2022 78 млн Тендер г. Нур-Султан
Всего — десятки контрактов

Выводы:

Аффилированные связи + отсутствие конкуренции = миллиарды в одни руки.

Кто отвечает за это?

Вопросы к властям:

🔎 Рекомендуем к прочтению: