В конце июня Сенат одобрил закон, который дает маслихатам Алматы и Астаны больше прав в вопросах дорожного движения.
Теперь маслихаты смогут сами устанавливать правила, которых нет в общих ПДД. В том числе — решать, как должны работать платные парковки и штрафстоянки.
Это значит, что они смогут устанавливать правила и тарифы на эвакуацию и хранение авто на штрафстоянках. Плата будет взиматься за доставку авто и за каждый день хранения.
Штрафстоянки станут платными не раньше осени 2025 года — после утверждения тарифов.
Мы попросили автоюриста Михаила Будянского объяснить, что это значит для обычных водителей. Как считает юрист, новые правила могут сильно осложнить жизнь автовладельцам, особенно тем, кто не виноват, но оказался в сложной ситуации.
Главная проблема — коррупция
По мнению Михаила, платная штрафстоянка может превратиться в новый способ давления на водителей.
«Раньше инспектор мог просто пригрозить: «Поставлю на штрафстоянку». А теперь он будет говорить: «Она платная. Будешь платить за каждый день». И многие начнут искать способ «решить вопрос» на месте. Это прямая дорога к коррупции», — считает юрист.
Платить придется даже тем, кто ни в чем не виноват
Михаил привел простой пример. Допустим, произошло ДТП, непонятно, кто виноват. Обе машины увозят на штрафстоянку. Потом суд решает, что вы потерпевший. Но за все дни, пока ваша машина стояла на стоянке, вы уже заплатили.
«Да, вы можете потом требовать деньги обратно от виновника. Но сначала все равно платите вы. Это несправедливо», — говорит эксперт.
Платить до решения суда
Даже если вы не согласны с протоколом и подаете жалобу, ваша машина все равно будет стоять на платной стоянке. А суд может длиться неделями.
«Допустим, там ущерба нанесено на 200 тысяч владельцу авто, чтобы все суды пройти, потребуется 60 дней, установленных нашим законодательством. За эти 60 дней человек заплатит деньги за нахождение его транспорта на штрафстоянке», — объясняет Михаил.
Что делать бизнесу?
Проблема затронет и бизнес. Например, если такси попадает в ДТП, машина уходит на стоянку. А пока фирма разбирается, кто виноват, авто не работает, а платить за стоянку все равно нужно.
«Это удар по предпринимателям. Особенно тем, кто сдает авто в аренду. Много лишней головной боли и расходов», — говорит юрист.
Закон не решит главной задачи
Власти говорят, что хотят разгрузить штрафстоянки, но Михаил с этим не согласен.
«Никто специально не едет на штрафстоянку. ДТП — это случайность. Сделав стоянки платными, мы не уменьшим количество аварий и эвакуаций. Мы просто добавим водителям проблем и расходов»,- объясняет юрист.
Что предлагает юрист
Михаил считает, что саму идею платных стоянок можно обсуждать. Но нужно соблюдать справедливость:
- не брать деньги с водителя, пока не доказана его вина;
- оставить стоянку бесплатной на время суда и обжалования;
- четко прописать, в каких случаях эвакуация действительно необходима;
- изучить статистику — за что чаще всего эвакуируют машины и есть ли в этом логика.