"Шёл с документами в ЦОН, а теперь должен миллионы": казахстанец попал под суд за "чужую" машину, передает Arasha.kz.
Обычная сделка по продаже машины в Казахстане может обернуться настоящей ловушкой — даже если авто было зарегистрировано по всем правилам через спецЦОН, никто не гарантирует, что спустя годы оно не "всплывёт" в международном розыске. Именно в такую ситуацию попал бизнесмен Олег Курафеев, который теперь вынужден судиться и платить миллионы за машину, которую давно продал.
"Машину я купил честно, через спецЦОН. Все документы были, госномер, техпаспорт — всё выдали официально. Я даже не подумал бы, что когда-то за это меня могут сделать ответчиком", — рассказал он.
Курафеев приобрёл Toyota Highlander в марте 2016 года, после чего спокойно ездил на ней 3,5 года, в том числе пересекал границы с Россией. Проблем никогда не возникало — ни со стороны полиции, ни на постах. Позже он продал машину через тот же спецЦОН в Акколе.
Но в 2023 году ему неожиданно позвонил новый владелец и сообщил, что авто в розыске.
"Я подумал, что это мошенник. В базе МВД Казахстана не было никаких ограничений, с чего бы ей быть в угоне?" — вспоминает Олег.
Позже оказалось, что по базе Украины машина якобы числится угнанной ещё с декабря 2015 года. Однако ни в России, ни в Канаде, где тоже работают с данными Интерпола, информации об угоне не было. И самое главное — все эти годы авто спокойно проходило регистрацию в Казахстане.
"Я считаю, что автомобиль внесли в Интерпол задним числом. До этого его семь раз регистрировали, и никаких проблем. Как такое возможно?" — недоумевает Курафеев.
Он обратился к юристам и выяснил, что украденный в Украине автомобиль спустя сутки оказался в базе Интерпола Казахстана — что, по словам адвокатов, противоречит международным правилам.
"Так быстро внести машину в международный розыск невозможно. Сначала должны быть разыскные мероприятия в стране, возбуждение дела, а уже потом — Интерпол", — поясняет мужчина.
Тем не менее, суд встал на сторону нового владельца и обязал Олега выплатить 16 миллионов тенге. Истец утверждал, что купил авто за 40 тысяч долларов, хотя доказательств этой суммы представлено не было. Апелляция длилась 10 минут и жалобу отклонили.
"Я не отказываюсь от ответственности, если бы знал, что машина криминальная, никогда бы не купил. Но я проверял её, прошло 3,5 года — и никто ничего не сказал. А теперь я крайний", — говорит казахстанец.
По словам мужчины, теперь ему грозит лишение водительских прав, а он — единственный в семье, кто может водить машину и возить родственников на лечение.
"Если отберут права, всё — я не смогу даже папу свозить на химиотерапию. А у нас сейчас вся семья в беде: троим близким поставили диагноз онкология", — делится Олег.
Он подал жалобы в МВД, ЦОН, Генпрокуратуру и готовит обращение в штаб-квартиру Интерпола во Франции. Главный вопрос, который он хочет прояснить: как в Казахстане возможно официально оформить автомобиль без таможни, если он завезён незаконно?
"Я хочу, чтобы ответили: как эта машина вообще попала в Казахстан, если она ни разу не пересекала границу по базам? Как её поставили на учёт? Почему за это я должен платить?" — подытожил он.