Блогер из Алматы Нурила Аманбаева оказалась в центре внимания, после того как в сети распространилось видео с её участием, передает Arasha.kz.
На кадрах она едет в такси с водителем, у которого нарушен слух, поёт и снимает происходящее на камеру. Пользователи соцсетей посчитали ролик оскорбительным и обвинили блогера в неуважении к человеку с особыми потребностями здоровья.
Публикация быстро разошлась по платформам, а под постом появились сотни комментариев.
"Блогерша с 65 тысячами подписчиков села к водителю такси с нарушением слуха и решила сделать из этого контент. Ведет себя так, будто его вообще нет, снимает человека без его разрешения, при этом озвучивая его. И все это на глазах у ребенка. Такое нельзя оставлять без внимания", — написал один из пользователей сети.
После волны критики Нурила объяснила, что не хотела никого задеть, и признала, что видео было ошибкой.
"Это был американский тренд, который я увидела в TikTok. Да, я сняла такое видео. Выложив его, я сразу осознала, что это оскорбительное видео, и мне было стыдно. Я никогда не закидывала контент, оскорбляющий тех или иных людей. И понимаю, насколько это был глупый поступок. После того как я выложила, кстати, его сразу успели скачать. И в этом видео я не оскорбляла водителя. Я не пыталась задеть его чувства", — написала она в комментариях к посту.
По словам блогера, ролик задумывался как юмористический, но оказался "морально низким поступком".
"Мне искренне стыдно, дело даже не в этом кэнселе, о котором только дай повод поорать. Дело в том, что это видео с моральной точки зрения оказалось низким и необдуманным поступком. Я всегда транслировала свои семейные и дружеские отношения через юмор и хочу извиниться перед всеми, кого могло задеть моё видео. Видео я, конечно, удалила", — призналась она.
Нурила также рассказала, что после публикации получила сотни гневных сообщений, среди которых, по её словам, были даже угрозы в адрес её ребенка.
"За два часа после этой ситуации я очень перенервничала. Люди желают смерти моему сыну — представляете, насколько это ужасно. Но при этом все они считают себя добрыми и высокоморальными", — отметила блогер.
Несмотря на извинения, аудитория разделилась. Одни пользователи посчитали поступок недопустимым и призвали блогера к ответственности.
"Представьте: вы каждый день выходите на работу, несмотря на то что не слышите этот мир. А к вам садится блогер, снимает вас без разрешения и озвучивает ваши движения, как будто вы кукла. Это не просто неуважение — это жестокость", — написал один из пользователей сети.
Другие, наоборот, призвали не раздувать ситуацию.
"Она просто пела, не обзывала, не говорила ничего плохого. Люди в комментариях обиделись сами. Черный юмор уже отменили?" — отметил комментатор.
Некоторые пользователи подчеркнули, что проблема не только в самом видео, но и в отношении блогеров к аудитории.
"Она извинилась только из-за нападок. Пусть пойдет и пообщается с людьми с ограниченными возможностями, чтобы понять, насколько подобные шутки могут ранить", — написал пользователь сети.
Сама Нурила уверяет, что извинилась искренне и осознала ошибку.
"Люди, которые давно на меня подписаны, знают, что весь мой контент — с юмором, с семьей, с друзьями. Этим видео я не хотела никого обидеть, задеть или унизить. Я поняла, что такое видео нельзя выкладывать. Прошу прощения у всех, кого оно задело. Такое больше не повторится", — отметила она.
Почему блогеры должны думать о последствиях контента
Тем временем эксперты по этике в сети отмечают, что подобные случаи подчеркивают необходимость думать о последствиях контента и уважении к людям, особенно если речь идет о людях с особенностями здоровья.
Психолог Анель Кишкенебаева считает, что ситуация с блогером Нурилой — показательный пример того, как в эпоху социальных сетей внимание и лайки становятся для многих важнее человеческих чувств.
"В погоне за вниманием аудитории люди нередко перестают видеть границы между допустимым и неприемлемым. Им кажется, что если видео популярно в другой стране или набирает миллионы просмотров, то и у нас это будет восприниматься "в шутку". Но национальный и культурный контекст у всех разный, и то, что где-то считается забавным, в другом обществе может выглядеть как насмешка или неуважение", — объяснила она.
По словам специалиста, подобные случаи тревожны, потому что отражают общее смещение ценностей в онлайн-пространстве.
"Когда человек снимает контент, не задумываясь, что на экране живой человек с чувствами и своим достоинством, — это сигнал. Мы теряем эмпатию. А ведь именно она лежит в основе здоровых человеческих отношений", — отметила психолог.
Анель добавила, что важно учить блогеров и их аудиторию цифровой ответственности.
"Каждое видео, каждая публикация может иметь последствия — не только для автора, но и для тех, кто в ней фигурирует. Интернет помнит всё. Поэтому, перед тем как нажать кнопку "опубликовать", стоит задать себе простой вопрос: не станет ли кому-то больно от того, что я сейчас выложу?" — заключила специалист.
Насколько эффективна "культура отмены"
Ранее политолог Газиз Абишев высказал свою позицию относительно "культуры отмены", пояснив, что этот феномен вреден для демократического общества.
"Я выступаю против "культуры отмены". Я считаю, что массовый безумный буллинг – это плохо. У нас есть стремление закрыть рот этому, сразу забить, уничтожить, забуллить. Слив личных данных, какой-то разбор, какое-то преследование, телефонные звонки, куча сообщений. Это другая сторона маятника, амплитуда движения маятника, когда не государственная или политическая группа, а активисты закрывают рот. Это очень плохая культура. Когда какое-то меньшинство берет на себя право забуллить человека и отменить его, то это не демократичный метод. Это просто ор и вой. Они ущемляют права других групп.
Против такой культуры я выступаю. Это вредно свободе слова, это вредно демократической культуре. Это слепая вера в то, что, предположительно, многочисленная толпа горлопанов имеет право делать все что угодно, она, двигаясь к пределу, рано или поздно обращается во власть идеологии экстремизма и экстремистских группировок", — объяснил эксперт.
Рассуждая о "культуре отмены" в Казахстане, политолог указал, что она способствует укреплению практики, при которой активное большинство навязывает свои взгляды остальным, что противоречит идеям либерализма и индивидуальных свобод. Он подчеркнул, что такие действия могут привести к ослаблению либеральных ценностей и увлечению общества в "ловушку ультраконсерватизма".
Несмотря на то что "культура отмены" привлекает молодых активистов своей идеей борьбы с несправедливостью, она нередко становится инструментом произвольного наказания и несправедливых действий, что вредит обществу и его развитию. Однако эксперт также подчеркнул, что существуют исключения.
"В умеренных масштабах "культура отмены" может быть. Допустим, когда нерукопожатным становится человек, совершающий какие-то некрасивые поступки. Например, если мы знаем, что какой-то мужчина занимается рукоприкладством в семье и его жена ходит с синяками, то этот человек должен стать нерукопожатным. Его нужно отменять, если не действуют законы против семейно-бытового насилия, если уж никто из мужчин не возьмет на себя роль как бы защитника чужой жены и не поговорит "по-мужски" с домашним тираном.
Люди, которые нарушают базовые нормы этики, должны подвергаться отбитию. Этого не избежать, это обычный бойкот по отношению к предателю. Но это не должно становиться таким диким феноменом, потому что зачастую оружие отмены попадает в руки, как граната попадает в лапы обезьяне. Оно попадает в руки к дикой необразованной толпе молодых максималистов, которым просто некуда девать свою энергию тестостерона, и поэтому они начинают пить кровь всем окружающим, отравляя общественную атмосферу. И вот это уже плохо", — подчеркнул Абишев.