Мобильные номера казахстанцев будут блокировать: причины и условия

10 ноября, 2025 / Arasha.kz

В Казахстане утвердили правила оказания услуг связи. Соответствующий приказ подписал исполняющий обязанности министра искусственного интеллекта и цифрового развития, передает Arasha.kz.

Согласно новой редакции правил, они регулируют оформление номеров на физических лиц, борьбу с телефонным мошенничеством, а также порядок блокировки подозрительных номеров.

Согласно новым правилам, сотовые операторы обязаны использовать системы защиты от мошенничества (антифрод-системы). Они будут сотрудничать с антифрод-центром Национального банка, обмениваясь данными. Если оператор выявит подозрительные звонки или SMS, он передаст данные о владельце номера (ФИО, ИИН, номер телефона) в антифрод-центр.

Антифрод-система — это автоматизированная система для выявления и предотвращения мошеннических операций, например, в финансовой сфере. Она оценивает транзакции и другие события (например, действия пользователей в онлайн-сервисах) по разным правилам, фильтрам и спискам, чтобы выявить подозрительную активность. Цель антифрод-системы — защитить средства клиентов и бизнес от финансовых и репутационных убытков.

Если от абонентов или антифрод-центра поступят жалобы, оператор обязан проверить номер в течение двух рабочих дней. При подтверждении подозрений о том, что с использованием номера велись мошеннические действия, оператор временно блокирует его и сообщает об этом в антифрод-центр. В случае, если информация о мошенничестве не подтвердится, оператор должен в течение двух дней уведомить об этом Нацбанк.

Правила мобильных переводов изменились в Казахстане

Также в правилах оказания услуг связи указаны следующие новшества:

Новые правила вступят в силу через 10 дней после первого официального опубликования, то есть 18 ноября.

Напомним: о планах ввести такое ограничение в октябре прошлого года сообщал тогда ещё вице-министр цифрового развития Асхат Оразбек. Речь также шла о 10 SIM-картах в одни руки.