ЕАЭС продлил льготы на электромобили в 2026 году, однако Казахстан в перечень стран с тарифной квотой не вошёл, передает Arasha.kz. Это означает, что казахстанцам придётся ввозить электрокары по стандартным таможенным правилам.
На заседании Евразийского межправительственного совета главы правительств стран Евразийского экономического союза приняли решение о предоставлении тарифной льготы на ввоз электромобилей в 2026 году. Льгота будет действовать для Армении, Беларуси и Кыргызстана и предполагает освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины на ограниченное количество машин.
Согласно утверждённому решению, Беларусь сможет беспошлинно ввезти до 20 тысяч «чистых электромобилей» (код 8703 80 000 3 ТН ВЭД ЕАЭС). Армении и Кыргызстану предоставлены квоты по 15 тысяч автомобилей — как «чистых электричек», так и так называемых «последовательных гибридов» (код 8703 80 000 5 ТН ВЭД ЕАЭС).
Министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев подчеркнул, что эта мера уже показала положительный эффект в предыдущие годы. По его словам, льгота способствует развитию рынка электромобилей, расширению зарядной инфраструктуры и росту доли экологически чистого транспорта в странах ЕАЭС.
При этом решение сопровождается жёсткими ограничениями. Освобождение от уплаты таможенных пошлин распространяется только на граждан, постоянно проживающих в Армении, Беларуси и Кыргызстане. Запрещается передача прав владения, пользования или распоряжения такими электромобилями лицам, имеющим гражданство или постоянное место жительства в Казахстане и России. Для «последовательных гибридов» действует дополнительный запрет — их нельзя передавать также гражданам и резидентам Беларуси.
Казахстан остался без квоты
Несмотря на продление льгот для отдельных стран, Казахстан в 2026 году не получил квоту на беспошлинный ввоз электромобилей. Как ранее сообщали в Комитете государственных доходов, к 15 октября 2025 года квота в размере 15 тысяч электромобилей была полностью исчерпана. Все автомобили были ввезены в страну в рамках действовавших льготных условий.
В следующем году новая квота для Казахстана не предусмотрена. Это означает, что казахстанцы по-прежнему смогут ввозить электромобили, но уже по общим таможенным правилам.
Как теперь ввозить электромобили в Казахстан
Для граждан Казахстана будут действовать два возможных режима. Первый — по ставке единого таможенного тарифа ЕАЭС: таможенный сбор в размере 6 МРП, НДС 12 процентов и ввозная пошлина 15 процентов от таможенной стоимости автомобиля. Второй вариант — по обязательствам Казахстана перед ВТО, который предусматривает таможенный сбор 6 МРП и НДС 12 процентов без уплаты ввозной пошлины.
Таким образом, отсутствие квоты делает покупку электромобиля за границей менее выгодной, чем в предыдущие годы. Тем, кто планирует импорт электрокара, придётся заранее учитывать дополнительные расходы и тщательно просчитывать итоговую стоимость автомобиля.