Казахстанская общественная активистка Алма Тулебаева заявила о потенциальных угрозах национальной безопасности в связи с продажей 75% акций АО «Транстелеком», подчеркнув стратегическое значение компании для государства. Об этом она написала в своем посте в Facebook.
По словам Тулебаевой, «Транстелеком» исторически создавался как ключевой оператор связи для нужд железнодорожной отрасли. Компания была сформирована на базе подразделений КТЖ — бывшей «Головной дистанции связи» (ШЧ), отвечавшей за телеграфную, телефонную связь и системы автоматики, обеспечивающие безопасность движения поездов.
«Магистральный оператор связи АО „Транстелеком“ создавался из подразделений КТЖ для модернизации железнодорожных коммуникаций», — напомнила Тулебаева.
В 1999 году компания была выделена из структуры КТЖ в самостоятельную организацию, но при этом сохранила эксклюзивные функции по обслуживанию и модернизации связи на железной дороге, фактически оставшись монопольным поставщиком услуг для национального перевозчика.
Приватизация «Транстелекома» началась в 2016 году. В 2017 году был продан пакет в 26% акций минус одна акция, а в 2021 году ТОО «Unit Telecom» стало владельцем 75% акций минус одна акция компании.
Отдельное внимание Тулебаева обратила на сделку по продаже активов «Транстелекома», о которой сообщал Forbes в марте 2024 года. Речь идет об отчуждении семи центров обработки данных (ЦОД) в пользу «Freedom Telecom».
«Эти 7 ЦОДов составляли 26,07% от общей стоимости активов „Транстелекома“», — отметила она, добавив, что стоимость сделки оценивалась примерно в 8,98 млрд рублей по состоянию на конец 2023 года.
По ее словам, «Транстелеком» задействован не только в операционной деятельности КТЖ, но и участвует в проекте «Цифровой рудник» «КазАтомПрома», а также в развитии связи в сельских регионах Казахстана.
В этой связи Тулебаева считает, что сделки с контрольным пакетом акций компании должны рассматриваться с точки зрения национальной безопасности.
«В связи с тем, что от „Транстелекома“ зависит несколько направлений критической инфраструктуры страны, сделка по продаже 75% акций должна быть проведена с учетом обеспечения национальной безопасности Казахстана, а не только частных интересов», — подчеркнула она.
Автор поста также выразила мнение, что контроль за сделкой должен осуществляться Комитетом национальной безопасности РК.
«КНБ РК, как орган, отвечающий за национальную безопасность и суверенитет Казахстана, обязан контролировать и участвовать в данной сделке», — заявила Тулебаева.
Завершая пост, она эмоционально высказалась о возможных последствиях продажи стратегического актива.
«Лично я боюсь, что эта сделка по продаже „Транстелекома“ для страны добром не кончится», — написала она, добавив, что ей «не нравится концентрация стратегических активов в руках отдельных частных лиц».