Logo
Поиск
Рубрики

Токаев выстраивает модель «постнефтяного» Казахстана — российский политолог

/
Токаев выстраивает модель «постнефтяного» Казахстана — российский политолог

По словам российского политолога, доцента кафедры сравнительной политологии Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН) Марины Лапенко, президент Касым-Жомарт Токаев в своём Послании обозначил чёткий курс на построение «постнефтяного» Казахстана и переход к цифровой экономике. Искусственный интеллект и цифровая трансформация, считает эксперт, рассматриваются как новая основа всей государственной политики. От чего зависит успех этой стратегии и какие реформы сопровождают Казахстан в эпоху ИИ – политолог Марина Лапенко поделилась мнением в интервью.

- Послание Касым-Жомарта Токаева в этом году носит название «Казахстан в эпоху искусственного интеллекта». Какие основные акценты вы можете отметить в программном выступлении президента?

- Послание Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева — это амбициозная и своевременная стратегическая инициатива. Послание демонстрирует четкое понимание глобальных трендов мировой экономики и желание позиционировать Казахстан как регионального лидера в сфере искусственного интеллекта и высоких технологий. Текст послания — предельно прагматичный и технологично-ориентированный, можно сказать, что это дорожная карта технологической модернизации и построение «постнефтяного» Казахстана.

Основная идея заключается в том, что ИИ и цифровая трансформация — это не отдельный сектор экономики, а новая реальная основа для всей государственной политики - от образования и здравоохранения до промышленности и госуправления.

Успех этой стратегии будет зависеть от последовательности в реализации данной стратегии, качества государственного управления проектами, уровня финансирования и инвестиций в человеческий капитал и подготовку IT-специалистов, а также повышения степени доверия населения к политике цифровизации и проведения цифрового ликбеза для населения.

- Что вы думаете о заявленной цели президента Токаева превратить Казахстан в полноценную цифровую страну за три года?

- Президент четко обозначил, что искусственный интеллект — это не просто технология, а «ключевой фактор глобальной конкурентоспособности». Он призвал рассматривать ИИ как основу для построения новой, диверсифицированной экономики, уходящей от сырьевой зависимости, т.е. это прямая ориентация на постиндустриальную, цифровую экономику.

Казахстан имеет серьезные успехи во внедрении электронного правительства, отдельных направлений реализации политики цифровизации. Но для перевода за три года Казахстана в полноценную цифровую страну нужно, прежде всего, создать базис - инфраструктуру, соответствующее законодательство, работающие механизмы решений в государственном секторе, реально работающую экосистему, а также сформировать цифровое доверие бизнеса и населения, а это очень длительный процесс. Также необходимо решить проблему регионального цифрового неравенства, по крайней мере, расширить покрытие высокоскоростным интернетом (включая спутниковый в отдаленных сельских районах), модернизировать центры обработки данных и самое главное  реализовать проект создания Национального банка данных. Сначала базис, потом - надстройка, это классический подход. В Послании содержатся задачи и по базису, и по надстройке, но внедрить, например, «цифровой тенге» не получится без повышения цифровой грамотности населения. Либо это будет мера, спущенная сверху и непонятная большинству населения, что соответственно может вызвать цифровое недоверие населения правительству.

- Глава государства анонсировал новую конституционную реформу, направленную на ликвидацию сената и переход к однопалатной структуре парламента. Как предложенная реформа отвечает концепции Токаева «Сильный Президент – Влиятельный Парламент – Подотчетное Правительство»?

- Казахстан является унитарным государством, в котором нет каких-то региональных особенностей, этно-территориальных образований, национальных автономий или республик, поэтому это логичное продолжение политической реформы, которую инициировал Президент, и направленная на политическую стабильность и консолидацию политики и власти. Ликвидация Сената, как палаты территориального представительства, и усиление роли Мажилиса напрямую усиливают принцип «Влиятельного Парламента». Нижняя палата, избираемая напрямую народом, получает исключительные полномочия по формированию правительства и контролю за его работой. Это повышает его подотчетность, прозрачность. «Сильный Президент» остается арбитром и гарантом стратегического курса страны, но система становится более гибкой и политически конкурентной, адаптированной к современным условиям и вызовам, что соответствует заявленной концепции.

- Одной из ключевых задач Касым-Жомарт Токаев назвал повышение авторитета специалистов рабочих профессий. Почему, на ваш взгляд, именно сейчас в Казахстане делается акцент на подготовку и престиж специалистов рабочих профессий?

- В президентских посланиях всегда большое место отводится развитию человеческого капитала и вопросам подготовки кадров. В послании 2025 года акцентирование внимания на подготовку специалистов рабочий профессий является ответом на два ключевых вызова. 

Первый —технологический. Цифровая экономика, о которой много говорится в послании, требует не только программистов, но и высококвалифицированных рабочих для обслуживания сложной инфраструктуры, роботизированных производств и «умных» городов. 

Второй — структурный.  На рынке труда Казахстана существует острый дисбаланс: переизбыток юристов и экономистов, представителей гуманитарных направлений при нехватке технических специалистов. Акцент на рабочие профессии — это прагматичная попытка закрыть кадровый голод в реальном секторе экономики, без которого технологический рывок невозможен. Кроме того, это и защитный механизм от трудовой миграции.

- Президент заявил о необходимости уже сейчас планировать строительство второй и третьей АЭС. Как вы оцениваете этот курс? И каково значение договоренностей Казахстана с Россией и Китаем в атомной сфере?

- Такой курс абсолютно оправдан и стратегически верен. Растущая экономика и энергоемкие проекты в сфере ЦОДов и майнинга, «цифрового тенге» и криптовалюты требуют надежной и безуглеродной базы. Атомная энергетика — это единственный на сегодня реальный способ обеспечить энергобезопасность и выполнить обязательства по декарбонизации.

Что касается партнеров, то сотрудничество с Россией — это использование проверенных безопасных технологий, общей энергосистемы и многолетнего опыта. Россия является мировым лидером в сфере развития атомной энергетики. Переговоры с Китаем — это диверсификация технологических и политических рисков, а также доступ к новым финансовым моделям.

- Казахстан сохраняет курс на сбалансированную и конструктивную внешнюю политику. Как это отражено в Послании президента Токаева?

- Внешнеполитический блок в Послании представлен лаконично, но очень емко. Курс на многовекторность был подтвержден не декларативно, а через конкретные проекты. Упоминание работы в рамках ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, а также партнерства с Китаем, странами Ближнего Востока и Европы показывает прагматичный подход. Казахстан четко позиционирует себя как связующее звено, а не как периферию каких-либо центров силы. Особенно показателен акцент на транзитно-логистическом потенциале — это та сфера, где Казахстан имеет высокий потенциал и может повысить свой статус, а также укрепить свой суверенитет и увеличить конкурентоспособность экономики.